Завтра в Лужниках в центральном московском дерби сойдутся "Спартак” и ЦСКА.
Футболисты постоянно говорят о том, что надо немедленно забыть результат предыдущего матча, отправить его в архив и спокойно готовиться к следующей игре. Сказать, понятно, легче, чем действительно забыть и обрести спокойствие после "досадного поражения”, каким поощрительно считается в "Спартаке” провал во встрече с "Селтиком”, или "внезапно свалившегося” проигрыша, как удивленно характеризуют 0:2 от "Динамо” в быстро привыкшем к победной серии ЦСКА.
Сомневаться в том, что к воскресному дерби обе команды постараются отойти от недавних неприятных коллизий, не приходится. Вопрос не в психологическом настрое (если уж на такие матчи настраиваться не удается, то и говорить не о чем) – а в игровых кондициях. То есть в готовности тактической и физической.
По ходу сезона замечено, что уровень функциональной готовности и ЦСКА, и "Спартака”, мягко говоря, не самый высокий. Играть на высоких скоростях и прибегать к методам коллективного отбора мяча они способны весьма ограниченное время. Невозможно, понятно, в течение всего матча беспрерывно, не ведая усталости, прессинговать, на предельных скоростях переходить из одной игровой стадии в другую. Это – высший пилотаж, недоступный не только нашим командам, но и многим достойным представителям других чемпионатов. Но нигде, стоит заметить, эти достойные представители (на которых – и только на них – следует равняться) не играют с полной выкладкой всего лишь минут двадцать с последующим переходом на игру пешком.
Наш сезон впервые проходит по новой схеме. Пора разбираться в ее плюсах и минусах, разумеется, не наступила. Но без пометок – пока для себя – не обойтись. Одна из них, думается, на поверхности: и ЦСКА, не прошедший в отборе к Лиге Европы слабенький АИК, и "Спартак”, проигравший дома "Селтику” – команде, которую он обязан был обыгрывать, и, наконец, "Зенит” с двумя нулями на старте Лиги чемпионов, переукомплектованный российскими сборниками и дорогостоящими иностранными новичками, – жертвы прежде всего скомканной, а потому, на мой взгляд, не очень качественной летней тренировочной работы.
У ЦСКА на этот фон наслаивается отсутствие нападающих. Проблему, не очень и заметную в матчах с командами из второго российского ряда, победы над которыми коэффициент армейской эйфории неоправданно повысили, усугубил необъяснимой выходкой – второй уже за короткий отрезок времени – Алан Дзагоев. Полузащитник сборной, ключевой игрок ЦСКА не только заставил партнеров расхлебывать свой проступок во встрече с "Динамо”, но и оставил их на ближайшие пять матчей (со "Спартаком”, "Рубином”, "Тереком”, "Локомотивом” и "Кубанью” – до конца первого круга) без направлявшего большинство атак хавбека.
Дерби может пройти под знаком сшибки полуразрушенной атаки ЦСКА с разрозненной обороной "Спартака” и порой разнообразной, умеющей оказывать давление на соперника спартаковской атаки со считающейся основательной армейской обороной. Если мы и увидим в матче варианты из закрытого футбола, то, судя по всему, в исполнении ЦСКА, которому в сложившихся условиях, похоже, остается рассчитывать на разящие контратаки. Хватило бы только для их проведения достойных командных скоростей.
Считать, будто проблемы спартаковской обороны связаны в первую очередь с отсутствием у защитников должной игровой дисциплины, – несколько упрощенный взгляд на давно сложившуюся в этой команде ситуацию. Она при всех тренерах, заступавших на вахту после Олега Романцева (десятилетие скоро отмечать будем), относится к оборонительным действиям весьма поверхностно. Быть (или слыть) просто дисциплинированным защитником сегодня мало. Степень обученности игрока и группы игроков неразрывно связана с уровнем понимания тренером требований современного футбола – в частности, в том, что имеет отношение к коллективным оборонительным действиям.
К сожалению, никто из бравшихся за "Спартак” тренеров, в том числе специалисты из недавнего прошлого Микаэль Лаудруп и Валерий Карпин, а также Унаи Эмери, не сумел тщательно выстроить командные действия в защите, танцевать в тренировочной работе от "оборонительной печки”, что, к слову, вовсе не означает ведение игры от обороны. У них не было и нет на это времени? На его отсутствие может сетовать лишь Эмери. С известной, правда, долей условности: он, стоит напомнить, уже провел со "Спартаком” треть чемпионата и сыграл несколько матчей в Лиге чемпионов. Шестнадцать пропущенных мячей во внутреннем турнире (больше "Спартака” среди команд первой восьмерки не пропускал никто) и шесть "пробоин” в двух матчах чемпионской Лиги – показатели, что и говорить, для амбициозного клуба очень слабые.
… Джон Стейнбек в "Русском дневнике”, написанном им в 1947 году после поездки в Советский Союз, рассказывает о посещении в Тбилиси матча между, как он пишет, "командами Тифлиса и Киева”. Увиденный им футбол Стейнбек назвал "прекрасным, быстрым и яростным”. Матч завершился вничью – 2:2, и писатель обратил внимание на то, что после окончания игры выпустили двух голубей. "В Грузии, в старые времена, – пояснил он читателям, – после любых состязаний, даже после драк, в случае победы выпускался белый голубь, в случае поражения – черный. Эти голуби несли весть в другие города… А в этот день, поскольку сыграли вничью, выпустили и черного, и белого голубя”.
В том случае, если бы сейчас разрешили приносить голубей на стадион (нынче, правда, исход матча и без помощи птиц мгновенно становится известным всем желающим), шансы сторон на запуск белого голубя завтра были бы, на мой взгляд, примерно равны. Посоветовал бы почитателям обоих клубов иметь при себе и голубей черных. Ничейный результат исключать нельзя. Пусть только футбол будет таким, каким увидел его Стейнбек в Тбилиси, – "прекрасным, быстрым и яростным”.
Зарегистрироваться или авторизоваться